О́мбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

В минувший четверг 27 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция "Защита потребителей финансовых услуг: Как улучшить положение украинцев". Мероприятие проходило при поддержке Проекта Агентства США по международному развитию(USAID) "Трансформация финансового сектора в Украине". Спикерами выступили руководитель юридического направления Проекта USAID Проекта "Трансформация финансовых услуг  Татьяна Грищенко, председатель подкомитета по вопросам исполнения решений Европейского суда по правам человека Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, а также советник по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг Проекта "Трансформация финансового сектора" Татьяна Бурак. В пресс-конференции приняли участие представители СМИ из пяти областей Украины (Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Кировоградской) в рамках пресс-клуба реформ.

В Украине сформировалось и  не без веских причин недоверие к финансовому сектору, что само по себе отрицательно влияет и на развитие этого важного сектора экономики, и на благосостоянии украинцев. Новая система защиты прав потребителей начала разрабатываться благодаря инициативе Проекта USAID "Трансформация финансового сектора".

Парламентом был принят Закон "О потребительском кредитовании", который был разработан Проектом и вступил в действие 10.06.2017. Далее, специалистами этого Проекта были разработаны ещё два важных законопроекта, которые кардинально изменят ситуацию по защите прав потребителя финансовых услуг в Украине. Это законопроект 8055 "Об институте финансового омбудсмена" и 2456-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении совершенствования прав потребителей финансовых услуг".

Советник по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг Проекта USAID Татьяна Бурак обосновала необходимость принятия этих двух законов. В рамках Проекта были проведены исследования методом "тайного покупателя" в отделениях банков, финансовых компаний, кредитных союзов, которые выяснили, что Закон "О потребительском кредитовании" не выполняется большинством финансовых учреждений, поскольку в нём не предусмотрены санкции за его невыполнение. Например, вопреки запрету на рекламу беспроцентных кредитов, каждый десятый рекламный материал содержал информацию о 0% ставке или близкой к нулю. Кроме того, исследования выяснили, что документы, выданные клиентам финансовых учреждений, содержат неправдивую информацию о реальной годовой процентной ставке. Популярна практика навязывания страховых полисов, когда клиенту не дают возможности выбора страховой компании.

Отсутствие у регуляторов финансового рынка достаточных полномочий даёт возможность существованию недобросовестных практик, например, отсутствие права наложения штрафов при нарушении прав потребителя.

Пока не будет утверждён законопроект 2456-д, регуляторы не смогут эффективно контролировать выполнение финансовыми учреждениями Закона "О потребительском кредитовании". Для защиты украинских потребителей финансовых услуг необходимы действующие "рычаги", которые принудительно заставят выполнять Закон. От этого в конечном итоге выиграют обе стороны.

В Украине также предлагается внедрить абсолютно новые механизмы решения споров, возникающих между гражданами и финансовыми учреждениями. По опыту развитых стран эффективным инструментом в разрешении конфликтных ситуаций между сторонами должно стать решение споров через институт финансового омбудсмена, создание которого предусмотрено законопроектом 8055.

Финансовый омбудсмен выступает примирителем сторон и принимает независимое справедливое решение. В отличие от украинских судов, где часто затягивается рассмотрение дел на год и более, финансовый омбудсмен принимает решение в течение 60 дней, истец не несёт расходов, обращаться могут исключительно физические лица. Обращение к омбудсмену не лишает права обратиться гражданину в суд.

Стоит отметить, что в законопроекте 8055 заложен такой алгоритм назначения финансового омбудсмена, который позволит быть ему максимально независимым, а работать он будет эффективнее нашей судебной системы. У украинских потребителей финансовых услуг появится возможность досудебного урегулирования конфликтов и споров.

По результатам исследований, проводимых в рамках Проекта, удалось выяснить, что только 2 - 3% наших граждан доверяют финансовым учреждениям полностью, ещё 10% доверяют судебным решениям, 37% не имеют банковских счетов вообще, а 70% не имеют сбережений на данное время. Украинцы не доверяют потому, что ощущают свою незащищённость, 45% потребителей не знают, куда обращаться в случае возникновения конфликтной ситуации, а 80% не хотят обращаться к кому бы ни было, считая это бесполезным занятием.   Поэтому вопрос доверия к финансовым организациям чрезвычайно актуален и важен сейчас, а законопроект 8055 – это попытка построить в Украине новую, честную, непредвзятую и эффективную систему решения споров на финансовом рынке.

Нина Войтова