Пенсионная реформа. Фото:forbes.net.ua

В то время, как украинцам без стажа перестанут назначать соцпенсии, на заседании Кабинета министров Украины презентовали законопроект о введении накопительной профессиональной пенсионной системы.

В случае его принятия парламентом она начнет действовать сразу же, параллельно с традиционной солидарной. Предполагается, что участниками новой системы станут лица до 35 лет, работающие в тяжелых и опасных условиях.

Как пишет Новое время, премьер-министр Денис Шмыгаль считает, что объем средств для новой накопительной системы составит 2—3 млрд грн в год.

Добровольные пенсионные взносы работающие украинцы могут делать с 2004 года. Клиентами негосударственных пенсионных фондов стали примерно 1 млн человек, но суммы вкладов невелики — в среднем менее 3500 грн.

В последние годы все чаще речь заходила о переходе на обязательную накопительную систему, которая пришла бы на смену солидарной. Пенсионный фонд, из которого граждане получают выплаты, давно уже дотируется государством, а размер пенсий крайне низок.

Первый этап пенсионной реформы, прошедший в 2017 году, предусматривал, что в 2019-м начнется переход на накопительную систему. Однако планы так и не были реализованы.

В Украине существует пять видов пенсий — по возрасту, льготные, по выслуге лет, по инвалидности и в связи с утратой кормильца.

Шмыгаль называл пенсионную систему с накопительными фондами "неизбежностью" и предлагал ввести ее до 1 января 2021 года. Он утверждал, что через 15 лет государство Украина не сможет выплачивать пенсии, так как численность трудоспособного населения уменьшается.

В мае 2020-го правительство фактически признало невозможность перехода на обязательную, тотальную накопительную систему. Министерство социальной политики разработало законопроект о введении накопительной профессиональной пенсионной системы (НППС) для отдельных категорий работников в возрасте до 35 лет.

Солидарной называют пенсионную систему, которая формируется за счет регулярных страховых взносов трудоспособных граждан. Накопительная система действует за счет инвестиций самого будущего пенсионера.

Документ ограничивал число участников новой схемы пенсионного обеспечения лицами из списка профессий № 1 и № 2. Согласно подсчетам Минсоца, таких в Украине около 135 тысяч.

Основные принципы того законопроекта были перенесены в новый, тот самый, что сегодня представили в Кабмине.

Значит, новые пенсии будут выплачивать не всем? Списки №№ 1 и 2 — что это?
Речь только о людях, которым положена пенсия по возрасту на льготных условиях. Списки профессий, позволяющих рассчитывать на нее, утверждены Кабмином в 2016 году.

В Список № 1 входят специальности, связанные с подземными и горнорудными работами (шахты, метрополитены, карьеры…), металлургией ("горячие" цеха, трубопрокат и т. д.), химической и атомной промышленностью, переработкой нефти и газа, гражданской авиацией, производством стекла, бумаги и т. п.

 Список № 2 включили профессии из тех же отраслей, но с менее тяжелыми и опасными условиями работы.

Право на льготную пенсию имеют работники из списков №№ 1 и 2, которые заняты полный рабочий день.

Законопроект предусматривает три профессиональные пенсионные программы.

Программа № 1 дает право на получение пенсионных выплат после достижения 50 лет: мужчинам при наличии страхового стажа от 25 лет, из него на работе по Списку № 1 — от 10 лет; женщинам при наличии страхового стажа от 20 лет, на вредной работе — от 7,5 лет.

Программа № 2 дает право на получение пенсии после 55 лет: мужчинам при наличии страхового стажа от 30 лет, из него на работе по Списку № 2 от 12,5 лет; женщинам при наличии страхового стажа от 25 лет и работе по Спискам №№ 1 и 2 от 10 лет.

Программа № 3 (она прописана наиболее туманно) дает возможность добровольно принять участие в накопительной профессиональной пенсионной системе на условиях, определенных коллективными договорами, и получать пенсионные выплаты по достижении 55 лет.

Источником финансирования будут вовсе не личные отчисления работников (как в классической накопительной системе), а все те же страховые взносы работодателей. Правительство хочет повысить ставку Единого социального взноса на общеобязательное пенсионное страхование, а взамен ликвидировать механизм возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

По программе № 1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, по программе № 2 — 7%, по программе № 3 — начиная от 3%.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Ставка ЕСВ в Украине составляет 22% от размера заработной платы. Взнос обязателен к уплате всеми работодателями за нанятых работников, а также физическими лицами-предпринимателями и самозанятыми гражданами.
Таким образом, полагают в украинском Кабмине, пенсионные выплаты сотрудникам предприятий с вредными или тяжелыми условиями работы будут обеспечены активами, отделенными от деятельности предприятий, что улучшит инвестиционный климат в реальном секторе. Имеющуюся задолженность работодателей по выплате и доставке льготных пенсий (а она ежегодно увеличивается примерно на 2 млрд грн и уже достигла почти 15 млрд грн) реструктуризируют, утверждали в Минсоцполитики.

В чем выгода "накопительной" пенсии?

Согласно законопроекту, страховые взносы, которые поступят за участников НППС, Пенсионный фонд Украины будет направлять в негосударственные пенсионные фонды. Участник программы (украинец до 35 лет, работающий на предприятиях с вредными и тяжелыми условиями труда) может сам выбрать фонд.

По достижении возраста (стажа) для получения льготной пенсии, гражданин может: 1) оформить договор о получении ежемесячных пожизненных выплат со своего счета; 2) оформить пенсию на определенный срок (не менее 10 лет); 3) снять все средства со счета единовременно (если средств на счету не хватает для заключения договора о выплате пожизненной пенсии, после оформления инвалидности и еще в ряде случаев).

Какой стаж нужен для пенсии в Украине

Каковы риски?

Во всех странах, где введена накопительная система, главным риском остается возможное банкротство негосударственного пенсионного фонда.

Если говорить об украинских особенностях, то ключевой проблемой внедрения НППС является невозможность достоверно рассчитать уровень инфляции на сколько-нибудь длительный период. Если работнику сейчас 34 года, то, по новой схеме, он получит право на льготную пенсию не ранее 2036 года. Насколько за это время обесценится гривна, предсказать невозможно. (Хотя Шмыгаль утверждает, что расчеты проведены до 2050 года и, согласно им, "от введения такой системы выигрывают и работники, и работодатели").

Ряд экспертов отмечали возможность давления работодателей на работников при выборе негосударственного пенсионного фонда, так называемой "торговли счетами".

Бывший и.о. министра экономики Павел Кухта предупреждал, что в украинских условиях накопительная система положительно скажется на уровне сбережений, только если основное бремя ее финансирования ляжет на плечи рабочих, а не работодателей. "Последние и так инвестируют в основном за счет собственного денежного потока, который при таких условиях уменьшится. Учитывая, что у нас на рынке труда сейчас и на многие годы вперед будут доминировать продавцы-рабочие (за которых местные работодатели конкурируют с Польшей и другими странами), не вижу, как этого можно добиться без снижения налоговой нагрузки на зарплаты — ЕСВ или НДФЛ", — писал он в октябре.

Источник - ukranews.com