На заре украинской независимости случаи подкупа избирателей были редкими. Главным инструментом служил административный ресурс, которым обладала местная номенклатура и директора госпредприятий.

Можно вспомнить разве что, как в 1994 г. один из народных депутатов, баллотировавшийся на Черниговщине, завез на округ партию водки. В парламент он, конечно, переизбрался, но с конфузом: люди понапивались, и пришлось приложить множество усилий, чтобы они добрались до участков и проголосовали.

Единичные случаи прямого подкупа избирателей деньгами были замечены во вторую каденцию президента Леонида Кучмы. Говорят, подобную схему опробовал на одном из округов Черкасчины один из тогдашних народных депутатов, который и сейчас заседает в парламенте.

Однако целую систему финансового поощрения избирателей впервые удалось построить Леониду Черновецкому в Киеве. Элементы ее были обкатаны еще на парламентских выборах, а в полную мощь она была задействована в 2006 г. на местных выборах в столице. Черновецкий застал врасплох своих основных конкурентов - тогдашнего мэра Александра Омельченко и нынешнего мэра Виталия Кличко, которые попросту не понимали, с чем они столкнулись. Став мэром, Черновецкий довел свою систему до совершенства и с легкостью обернул в свою пользу организованные против него досрочные перевыборы мэра и горсовета Киева в 2008 г. Он не только опять стал мэром, но и получил самую крупную фракцию в Киевраде.

Система Черновецкого была глубоко продумана и построена, можно сказать, на научной основе. Ее создатели, в отличие от всяких профанов, понимали, что сама по себе раздача денег малоэффективна: люди деньги возьмут, а проголосуют, как захотят, и никто не сможет их проконтролировать. К слову, политтехнологи некоторых других партийных штабов пытались изобрести именно способы контроля над голосованием избирателей, получивших предварительное вознаграждение. Однако все эти "карусели", фотографирование заполненного бюллетеня и т. п. по своей эффективности серьезно уступали системе Черновецкого, которая исходила из того, что наилучшей гарантией правильного голосования является идеологическая прокачка вовлеченных избирателей.

Для обеспечения такой прокачки строилась пирамида, основанием которой являлись "десятники". Каждый из них отвечал за десять лично знакомых ему избирателей. Над "десятниками" стояли "сотники" и т. д. Избиратели приглашались в штаб, причем не один раз, а по возможности трижды. Там им рассказывали о спасительной миссии своего лидера, выдавали соответствующую агитпродукцию. И в конце концов избиратель, получив перед голосованием деньги, шел на участок с твердой уверенностью в том, что он не продал свой голос, а получил помощь как участник правого, общественно полезного, спасительного для страны дела.

Следующие президентские выборы, по-видимому, будут первыми в украинской истории, на которых все ключевые кандидаты постараются построить подобные пирамидальные системы. Это станет основной функцией партийных структур. И результаты выборов будут зависеть не только от вложенных денежных сумм, но и от эффективности идеологической прокачки избирателей.


Источник - prportal.com.ua